Набедренные повязки носили в Древней Греции в эпоху архаики (затем их вытеснили драпированные одежды) и в Древнем Риме, где они, впрочем, не являлись обязательной частью костюма. Роль нательного белья играла туника, а уже поверх неё римляне надевали плащ или тогу. Тем не менее, согласно Цицерону, актёры и ораторы во время выступления на сцене в угоду стыдливости обязательно надевали под верхнюю одежду набедренную повязку, т. н. subligaculum. Иногда римляне носили нательную облегающую шерстяную рубаху — subucula, — которая несла не гигиенические функции, а защищала тело от холода. Римлянки, чтобы казаться стройнее, бинтовали грудь и бёдра, а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — strophium или mamillare, прототипы современного бюстгальтера.
Также и мужчины, и женщины носили камизу — нательную рубаху простого кроя из льна, хлопка или шерсти, с длинными узкими рукавами и круглым вырезом горловины. Женская камиза доходила до щиколотки, а мужская, с клиновидными вставками по бокам, закрывала верхнюю часть бедра. Камиза могла быть просторной либо облегать тело благодаря шнуровке, которая собирала ткань на боках. Существовали женские камизы без рукавов, которые держались на плечах на узких бретельках, силуэтом напоминая современные сорочки. К концу эпохи высокого Средневековья камизы знати (особенно в Испании) могла украшать обильная вышивка шёлком, золотыми и серебряными нитями, однако, данная тема является спорной, так как в различные периоды Средневековья сам покрой камизы существенно отличался.
Камизы и брэ, тем не менее, нельзя назвать полноценными аналогами современного белья. Верхняя одежда закрывала их только частично, кроме того с ними не были связаны современные представления о стыдливости или неуместности демонстрации — крестьяне, например, во время работы в поле носили брэ как самостоятельный предмет одежды.Характерными чертами мужских и женских сорочек были плавные линии кроя, использование полотна светлых оттенков — кремового, белого или шафранного, искусная вышивка (в особенности были популярны растительные мотивы и геометрические узоры, выполненные чёрным шёлком), присборенные у запястья рукава с манжетами, квадратные либо круглые вырезы горловины, а также горловина, собранная складками, либо оформленная стоячим воротничком. Состоятельные классы носили подобные рубашки и в качестве ночного облачения. Силуэт мужских рубашек, в отличие от просторного женского, был прямым или с несколько расклёшенным подолом.
Сорочки, которые носили в разных слоях общества, различались преимущественно качеством ткани и богатством отделки — высшие сословия могли позволить себе тонкое льняное бельё, полностью расшитое узорами, а простолюдины довольствовались рубахами из грубого полотна. Часто верхняя одежда не полностью закрывала рубашку — так, она могла быть видна в прорезях между лифом и съёмными рукавами женского платья. Низкая линия женского лифа или края мужского верхнего платья тоже позволяла демонстрировать сорочку, в особенности если её горловина была оформлена в виде воротничка. В XVI веке появились первые корсеты — кожаные или железные, — которые женщины надевали поверх сорочки.Просторные женские сорочки в XIX веке кроились из белого льняного или хлопчатобумажного полотна. Их характерными чертами были короткие рукава (часто с буфами), длина до щиколотки, овальная либо прямоугольная горловина. Если поверх сорочки надевалось бальное платье, вырез горловины мог быть очень глубоким. В 1870-х годах женская нательная рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу. К концу века она превратилась в отделанную кружевом и шитьём сорочку очень простого покроя на узких плечиках с разнообразным оформлением горловины — вырез мог быть круглым, прямоугольным или треугольным.
Популярными тканями оставались хлопок и лён, реже использовался шёлк. В 1890-х годах появились первые прототипы современного бюстгальтера, которые поддерживали грудь и надевались поверх корсета.
Первые попытки по созданию нижнего белья предпринимались в странах Древнего мира (Греция, Египет, Рим). Набедренную повязку носили мужчины, женщинам приходилось пропускать между ног ткань и прикреплять её к поясу, закрывающему бёдра. В Древнем Риме носили туники, на которую надевали плащ или тогу. Для стройности грудь и бёдра обматывали бинтами. Женщины использовали кожаные нагрудные повязки, чем-то напоминающие современный бюстгалтер. В средние века женщины носили нижнюю рубашку из льна, хлопка или шерсти с длинными рукавами — камизу. В эпоху Возрождения простой крой заменяется усложнённым, добавляется шнуровка и повышается степень отделки.
С появлением моды на шоссы в Западной Европе появилось брэ. Оно имеет длину до колена, завязывается тесёмками в талии (высокая средневековая талия, дополнительно скреплялась верхним ремнём). У обеспеченных людей, дворян, странников, воинов и в зимнее время было исключительно исподним бельём. Крестьяне же летом могли ходить в одном брэ и больше ни в чём. Воины поверх брэ одевали стёганные штаны, знать и обеспеченные люди — узкие шоссы, которые тесёмками подвязывались к поясу брэ. Зимой носились более свободные шоссы, шерстяные, часто сшивные.
С древних времён существуют шерстяные чулки — прообраз современных носков, шерстяные изделия длиной до колена, носимые как правило под сапогами при холодной погоде. Особенно были распространены в северные странах, где вместе с обитыми мехом сапогами представляли надёжную защиту от холода и снежных сугробов. Мужчины носили со штанами в тех регионах, где они существовали, в других регионах носились сшивные шерстяные шоссы, которые по сути их заменяли. Женщины же совмещали шерстяные чулки с утеплёнными панталонами. Однако задача чулок скорее была в том, чтобы защитить ноги от промокания и стопы от промерзания, а также обеспечить дополнительный комфорт при носке обуви. Основная роль в утеплении была у плаща, как правило, толстого и массивного.В середине XVII века при дворе короля Людовика XIV был внедрён новый дворянский костюм, который состоял из камзола, жилета и кюлот. Вместе с тем придворными портными было создано и новое нательное бельё, а именно полукальсоны (они же мужские панталоны), которые произошли от брэ и носились под кюлотами и мужские чулки белого цвета, которые сочетались с туфлями, имевшими характерную крупную пряжку. С распространением брюк спустя полтора века полукальсоны продолжили носиться в жаркую погоду, когда в полных кальсонах не было необходимости. В дальнейшем от них произошли боксёрские шорты и современные боксеры.
Также в этот период начинает носиться дворянская рубаха, для которой характерны объёмные рукава и отделка кружевом. На груди кружево образовывало манишку. Рубашка в этот период уже считается нижним бельём и появление в одной рубашке значило неформальную ситуацию (домашний быт, сон, побег и т. п.). Рубаха и раньше была нательной, но тогда (в Средние Века) наличие дополнительной одежды говорило лишь о богатстве человека (белая льняная рубаха и штаны под стать ей — типичный образ нищего). Теперь же должно было появляться в полном костюме. При особо жаркой погоде и в колониях ходили в рубашке и жилете, снимая камзол.В конце XVIII века появляется нижняя сорочка (исподняя рубаха). Тогда она имела вид свободной хлопковой рубашки без воротника с несколькими пуговицами у горловины. Изначально вместе с кальсонами предложена как одежда для сна. До этого времени мужчины носили свободные рубахи, в которых и спали, и которые носили под одеждой. Видны были как правило только манжеты и часть воротника. Однако новый мягкий комплект приглянулся и вскоре стал использоваться как нижнее бельё. Как никак, вместо кюлот и бридж уже начинали носить шерстяные брюки, и хлопковая прослойка под ними создавала комфорт в носке. Немногим позже для сна стали использоваться пижамы нового образца, сейчас известные как классические пижамы (шьются из гладкого хлопка или фланели, представляют из себя рубашку на больших пуговиц и прямые брюки).
Особенность нижнего белья в этот период заключается в том, что не было какого-то правила по его ношению, и иногда нижняя сорочка или комбинезон поддевались, а иногда нет. Привычное современному обществу сочетание в виде футболки или майки с жёсткой рубашкой с отложным воротником сформировалось только в 1930-е годы. Рубашки второй половины XIX века и начала XX были без воротника и более мягкими (даже мятого вида, в плане не жёсткого), и их часто надевали прямо на тело, так как они всё равно будут закрываться жилетом, пиджаком/сюртуком и пальто. Это сочетание было довольно тёплым и вторая сорочка просто напросто не требовалась. Из-за этой неопределённости любая сорочка считалась нижним бельём, даже появившаяся жёсткая рубашка со сплошной застёжкой на пуговицах и отложным воротником. Воротник в то время был отдельным элементом и пристёгивался сверху сорочки.На нижнюю же часть тела надевались кальсоны (они же подштанники, исподние штаны), сделанные из хлопка, шерсти либо их сочетания. Высокая доля шерсти согревает ноги в холодную погоду. В отличие от нижней сорочки, с ними не было неопределённости и они, как правило, надевались всегда вплоть до изобретения трусов, которые стали заменять их в тёплую погоду начиная с 1930-х годов. Традиционно кальсоны и трусы вместе не одеваются, так как выполняют одну и ту же функцию. Это стало распространённым позже, когда трусы стали носиться круглый год, появились утеплённые брюки, и часто люди имеют мало кальсон и сочетают их с трусами, чтобы реже стирать.
В 1869 году в Ютике, штат Нью-Йорк патентуется нижний костюм, который представлял из себя цельный комбинезон из фланелевой ткани (традиционно красной) с длинными рукавами и штанинами, который застегивался впереди с помощью пуговиц. Рабочий класс и фермеры предпочитали тёмные варианты, так как стирали их не часто, а знатные господа могли позволить себе белое исподнее, которое регулярно выстирывали слуги. Сзади имелся отстёгивающийся клапан для удобства посещения туалета, который из-за комичного вида получил прозвища «смотровой люк», «откидное сиденье» и другие. Нательный костюм пользовался спросом до 1920-х годов, хотя во многих сельскохозяйственных районах использовался ещё с полстолетия.К концу века начинают активно продаваться нижние рубашки и кальсоны, причём первые могли быть как и сплошные, так и на пуговицах. Прототип футболки приобрёл популярность в рабочем классе, где были осознаны её удобство и практичность. Во время испано-американской войны 1898 года нижняя рубашка с коротким рукавом без пуговиц (прототип современной футболки) была униформой морской пехоты США и носилась по уставу под кителем. В жаркую погоду матросы снимали последние и работали в одних футболках, которые не стесняли их движения. Правда в этот период это касается только жаркой погоды, экспедиций, тропической местности и т. п. В городах было необходимо носить городской костюм, ровно как и головной убор.
Во время Первой мировой войны футболка получила своё современное название T-shirt и использовалась как уставная одежда в западных армиях, после чего быстро распространилась по миру, вскоре сменив нательные комбинезоны, мода на которые уже подходила к концу. В 1920—1930-е годы городской костюм имел примерно такой вид — сорочка нательная (могла иметь длинный или короткий рукав в зависимости от погоды), кальсоны (длинные или короткие), сорочка верхняя, брюки прямые на подтяжках, жилет на пять или шесть пуговиц, пиджак на три пуговицы, шляпа, при необходимости шерстяной шарф, утеплённая шапка, пальто или плащ.К началу 1930-х годов на основе полукальсон и боксёрских шорт появляются первые виды трусов, на сегодняшний день считающиеся классическими — боксеры и брифы. Более свободные, произошедшие от боксёрских шорт и более узкие, сидящие по фигуре, они часто рассматриваются в классической литературе о нижнем белье. Именно от них произошли все прочие типы.
Также к классическому мужскому белью относятся носки — хлопковые для тёплой погоды, и шерстяные для холодной. В классическом варианте они облегают стопу, щиколотку и нижнюю часть голени. Для ношения с классическими ботинками в холодную пору года предусмотрены вязаные шерстяные носки-гетры (несколько длиннее обычных носков). В них заправляются кальсоны.
После Второй мировой войны жилет перестаёт быть обязательной частью костюма. Позволительно показывать переднюю часть сорочки, верхнюю часть брюк. Однако ходить в одной сорочке в городе либо в формальной ситуации ещё особо не принято. Формальным вариантом в 1940—1950-х годах считается костюм-двойка новой модели либо консервативная тройка, употребимая впрочем и до нашего времени. В повседневном варианте часто носится рубашка с вязаным жилетом (вариант для отдыха, прогулки). Открытые рукава рубашки позволительны в городе. В 1950-е годы начинаются бунтарские шаги — попытки ношения одной футболки, когда общество ещё не привыкло к отдельной сорочке. Становится позволительным летом в неформальной обстановке носить рубашку-поло либо сорочку с коротким рукавом. Нательный низ сохраняется прежним по сей день.В 1960-е годы появляются верхние футболки, носящиеся без какой-либо одежды сверху. Это всё ещё полубунтарский шаг, характерный для хиппи, музыкантов, молодёжи. В 1970—1980-е годы подобная тенденция становится общепринятой для неформальных ситуаций. Футболки начинают делиться на нижние и верхние.
Слипы (англ. slip) — трусы типа «плавок», отличаются тем, что не покрывают ноги. Произошли от брифов, не имеют гульфика, сидят низко на бёдрах. Получили распространение в 1970—1980-е годы, так как их удобно носить с зауженными брюками на низкой посадке.
Хипсы — современный тип трусов, отличительные особенности — укороченные штанины и низкая посадка на бёдрах. Отсюда их название, от англ. hips — бёдра. Не путать с «хипстерами», этот термин не имеет никакого отношения к нижнему белью.Термобельё — комплект из футболки с длинным рукавом и подштанников, может быть как классическим хлопковым, так и с добавлением шерсти, так и функциональным из синтетических материалов. В современности часто носится именно для базового утепления зимой, либо для эффективного водоотведения (при занятиях спортом, путешествиями, экстремальным туризмом).
Верх:
Низ:
Стопы:
Комбинированное:
Современная линейка
Для сообщений не по теме пожалуйста используйте форму контактов.
14 комментариев: Нижнее бельё. История